
Традиция совместных родов относительно молода и практикуется в России не так давно. Но все-таки посильная помощь мужа была вполне обыденной еще в давние времена.
Речь идет о куваде, эта традиция была зафиксирована не только на Руси, но и у древних кельтов, фракийцев, скифов, а так же многих диких племен Америки, Азии и Океании. Есть свидетельства, что этот обычай до сих пор сохранился в некоторых провинциях Испании и Франции, а Англии существует поверье: Если у мужчины резко разболелись зубы, то значит, его жена рожает.
Нередко присутствие мужа было не только желанным, но и обязательным. В чем же заключалась помощь мужчины? Сакральной целью кувады была защита младенца и матери от нападок злых духов, но в тот же момент помогала мужчине утвердиться в роли отца семейства.
Слово кувада пришло из французского языка - Couvade - высиживание яиц. Будущий отец должен был отвлекать на себя всю нечистую силу, которая стремилась завладеть душой роженицы и будущего ребенка.
Нередко перед родами мужчине полагалось жаловаться на боли в пояснице, во время самих родов мужчина обряжался, в одежду жены кричал и стонал, стараясь, запутывать злых духов.
После самих родов муж ложился в постель, рядом с ним клали ребенка или тряпичную куклу, кормили той едой, что и подобало родившей женщине, подавали положенные лекарства и снадобья.
Конечно же, духов сбивало это с толку - ведь они надеялись заполучить в свои цепкие руки слабую женщину, а их встречал сильный мужчина. После определенного срока мужчине позволялось встать с постели, а тряпичную куклу сжигали со всеми злыми духами, которые за это время успели налипнуть на младенца.
Обычаи кувады наблюдается в той или иной манере исполнения у разных народов мира. Например, у басков и на Корсике мужчина принимал поздравления с пополнением в семействе, лежа в постели, в то время как его только что родившая жена занималась обыденными хлопотами по хозяйству, подходя лишь изредка покормить ребенка.
У жителей Карибских островов было положено мужчине лежать в гамаке, поглаживать живот и жаловаться на сильную боль. У шотландцев существовало поверье, чтобы маленький народец (феи) не причинили вреда младенцу, малыша пеленали в рубаху отца, давая, таким образом, мужскую силу.
Хотя кувада считается пережитком матриархальных времен, все-таки становится очевидным, что рождение ребенка было важным событием не только в жизни отдельной женщины, но и все семьи или общины в целом.